Annual Report 2013

Chairman’s Statement

Chairman of Vnesheconombank Vladimir Dmitriev

Honorable colleagues and partners!

Admittedly, 2013 became the 3rd defining, as they used to put it, year in implementing the five-year planning period set forth in Vnesheconombank’s Development Strategy. The targets were expressly established in the document for the period of up to 2015, but remarkably the results of the year under review demonstrated that many of the benchmarks were not only achieved but actually surpassed. 

Vnesheconombank’s performance in the past year could be best defined as dynamic and focused on forward-going movement.

I would not mention now the eloquent, but dry figures illustrating the above. You will just have to read a few more pages before you come across the absolute values and the relative indicators of Vnesheconombank’s performance.

I would only note that maintaining a high and steady pace of work taken by the VEB team right from the Bank’s inception as the development institution enables us to sustainably, confidently and materially exceed the Development Strategy’s target values in respect of the followings key performance indicators:

  • The amount of the Bank’s loan portfolio;
  • The share of innovative projects in the Bank’s loan portfolio;
  • The amount of the Bank’s loan portfolio earmarked for export support;
  • The amount of the Bank’s guarantee portfolio earmarked for export support.

Invariably, Vnesheconombank is focused on maximizing performance results and dedicated to fulfilling the mission delegated to it as a key Russian financial institution for development to serve as the most important source of  “long” and cheap resources for domestic economy. We are happy to note that the results delivered include: newly created and modernized industrial facilities in the real economy, introduction of advanced technologies, decreased reliance of the Russian economy on imports, opening up new global markets for domestic manufacturers, creating new jobs and securing an enhanced quality of life for the Russian citizens.

Here are a few illustrative and impressive examples. The facilities that were constructed and commissioned in 2013 with Vnesheconombank’s participation include:

  • A complex, unique in terms of the production capacity and equipment to produce polypropylene in Tobolsk. The industrial facility is oriented towards import substitution and exports of products;
  • A terminal for transshipment of oil products in the sea port of Ust-Luga enabling Russia to reduce dependence on the respective services provided by the Baltic states;
  • Adler thermal power plant, which is an advanced combined heat and power station designed to ensure steady power supplies for Sochi, the town which is a year-round mountain resort. 

Obviously, financing the construction of the sports facilities for the Winter Olympic Games in Sochi completed in the past year became a hallmark project both for the Bank and the entire country. I am confident that VEB’s team can regard this important mission as successfully fulfilled and be proud of close engagement in the formidable sports festivities that delivered brilliant and well-deserved victories to Russian sportsmen.

Investment projects the Bank commenced to finance in the past year will definitely serve as the sources of growth for the Russian economy. That concerns the construction and modernization of the facilities in transport and energy infrastructure, the infrastructure of tourism and public utilities, creating new capacities in the aviation and transport machine-engineering, timber processing, extracting industries and the defense complex. In compliance with the Bank’s investment priorities innovative and high-tech projects make a considerable share of the project portfolio. The Bank commenced financing the construction of the Data Processing Centre in St. Petersburg, which could be viewed as the first step on the path to creating the federal network of innovation-oriented centres for data processing in Russia’s major business centres Vneseconombank also embarked on implementing projects that aim creating a network of advanced hemodialysis centres (clinics) practically in half of the country’s regions.

Some people could view such projects as excessively specific and «local». However, now that efforts are made to limit the capa­bilities of Russian producers, which are engaged in international high-tech cooperation chains, successful completion of such a huge project as the Elgin coal deposit becomes pivotal.

The past year was the 1st year of the Bank’s operation in compliance with amendments to Investment Memorandum of the Bank for Development relating to the defense industry. The launch of a project to develop a high potential antiaircraft missile-gun complex was a major milestone event.

In 2013, Vnesheconombank’s Supervisory Board took important decisions aimed at improvement of the Bank’s business model, reorganization and redistribution of the Bank’s various divisions and units, redelegation of management powers and optimizing the lending and investment process.

The planned division of investment projects into development and specific ones is underway. Without going into details I would say that optimizing the model and procedures of the Bank’s participation in projects would enable us to upgrade the financing processes, secure Vnesheconombank’s financial sustainability and hence its reputation of a credible partner. In this context, issues concerning the sources of funding and compensating the Bank’s participation in “specific projects”, which are of priority importance for Russia’s economy, but fail to meet reasonably acceptable levels of risks and profitability, will be subject to approval by the Supervisory Board.

Also, we should mention organizational and institutional decisions adopted to develop within the VEB Group a universal and integrated system of export support. The key and mutually complementing elements include the Bank itself, Export Insurance Agency of Russia (EXIAR), VEB-Leasing, a major Russian leasing company and ROSEXIMBANK, an agent bank for extension of state guarantees. Actually, Russian exporters are offered a full range of export support instruments, while the principle of “a single window” allows for significant acceleration of the request processing procedure.

The development and launch of an effective and integrated system of financing exports of Russian civil aircraft was also a keynote event of 2013. Obviously, promotion of a high-tech product such as Sukhoi Super Jet 100 to competitive international markets requires developing appropriate schemes of long-term export financing. In this respect, the credit-leasing model of aircraft deliveries to foreign buyers worked out by Vnesheconombank in cooperation with the above mentioned specialized subsidiaries is unique for the Russian market of services related to export financing. All the aircraft exported by Sukhoi Civil Aircraft CJSC are provided with Vnesheconombank’s credit support on terms and conditions comparable with those of European export credit agencies. The high potential of the scheme has been demonstrated by Sukhoi Civil Aircraft CJSC deliveries of aircraft to Indonesia and Mexico.

The past year witnessed an increase in the number of Vnesheconombank’s clients and partners representing the Russian Federation constituent entities. Joint action plans were approved. That primarily concerned integrated territorial development aiming to unlock industrial, human and environmental potential of the Russian regions and balance out their economic development, modernize single-industry municipalities (towns) and solidify the single economic space of Russia. 

In our judgment, our key goal is to ensure that Vnesheconombank’s and the Group members’ engagement should stimulate investment activities of the regional businesses, including those operating in poorly developed and dilapidated territories such as single-industry towns, encourage enhanced application of the PPP mechanisms and motivate provision of consultative services and expert assistance to project initiators.

In order to reinforce the capabilities of the Bank’s subsidiaries while implementing investment projects in territories qualifying as a priority for the Bank such as the North Caucasian and the Far East federal districts, as well as the Baikal region, in 2013, the charter capitals of OJSC Corporation for Development of the North Caucasian and OJSC Fund for Development of the Far East and Baikal region were replenished. That enabled us to significantly increase the number of financed projects intended to facilitate the development of the industrial, transport and energy infrastructure.

To encourage the initiative of domestic entrepreneurs and strengthen their contribution to the regional and national economy Vnesheconombank, with the support of the Russian authorities, arranged the Development Award contest. In the past year, in the course of St. Petersburg International Economic Forum, the first winners of the contest were awarded the Development Prize. To further unleash the creative potential of the wider sections of the Russian business community we would welcome the institution of new awards for projects implemented in industrial export support, high-tech development and innovations, which are the areas of special importance for Vnesheconombank.

The Bank’s team is real proud that within the period under review the Bank’s activities and the projects implemented with its commitment gained international acclaim. It is worth mentioning that 2 projects implemented by LLC APK-Agroeko and LLC Bryansk Meat Company were given “The Best Deal 2012” award by the British journal “Trade Finance”.

At the 36th Annual Meeting of the Association of Development Financing Insinuations of the Asia-Pacific region (ADFIAP), the organization to which Vnesheconombank fully acceded in the past year, the Bank was awarded the prize in “Best Sustainability Report” nomination. 

Eventually, Vnesheconombank was recognized as the best financial institution in the category “Excellence in Banking/Investment Business/Russia” according to the financial business journal IAIR, which annually honors the most advanced banks, financial companies and holdings in the world that act in compliance with the principles of environmental and social responsibility.

The year 2013 witnessed important moves to encourage SME support aiming, among other things, to prevent the adverse impacts of the slowing down economic growth in Russia on industrial and investment activities of this particular sector of the domestic business community.

The Bank’s subsidiary, OJSC SME Bank launches a principally new and much needed product – a bank guarantee to secure commitments of SME entities issued in favor of creditor-banks. SME Bank, which in the past year adopted a new Development Strategy for 2013-2015, succeeded in innovating the whole line of credit products extended for long-terms at interest rates relatively low for the Russian market.

In particular, a new product developed in cooperation with the German banking group KfW was put in place. The product is intended to support SME innovative and modernization-focused projects implemented on the Kaliningrad, Leningrad, Novgorod and Pskov territories, as well
as in St. Petersburg.

In 2013, in Moscow, on Vnesheconombank’s imitative, the 1st meeting of CEOs of the G20 financial development institutions was held. The new format of the multilateral interaction was named the D20. 

The Meeting discussions, capitalizing on the capabilities offered by the G20 platform, which is the most representative organization in terms of countries’ engagement in global economic processes, helped raise awareness of the problems faced by development institutions, including the need to improve the regulatory rules of the game for them. The priority focus was placed on debates devoted to the ever-growing role of financial development institutions in securing long-term investment and raising private capital also through the use of the PPP mechanisms.

But that is just one episode illustrating Vnesheconombank’s proactive international engagement including that within the framework of such authoritative international associations as the Shanghai Cooperation Organization (SCO) and the BRICS that is given special attention in the Report offered for your consideration.

Any impartial observer realizes that delivering in the past year impressive performance results, while seeking to resolve formidable and ambitious tasks facing the Bank, obviously required a concerted team effort to raise resources.

In the past few years it was capital borrowed in the domestic and foreign markets that served as a major source of funding. And admittedly, the international capital market in the circumstances of the debt crisis in Europe was not going through the best of times. Just remember the salvation of Cyprus in the financial predicament.

But even despite that, Vnesheconombank managed to make a number of huge, long-term securities placements setting in several cases sort of a benchmark for other financial institutions. The placement at the end of the past year of 2 Series of Eurobonds in the total amount of USD 2 bn comes to the fore. The Bank succeeded in placing the hugest for a Russian financial institution since 2008 amount of dollar-denominated bonds at a record low coupon rate for a Eurobond issue denominated in this particular currency.

I cannot but regret the measures to restrict Vnesheconombank’s, as well as other major Russian credit institutions’ access to long-term financial resources in the US and European markets. Given the current situation it becomes obvious that it is public resources that are to play a key role in rendering support to the Russian banking sector and some concrete banks.

I am fairly confident the situation could well be controlled. Approval of the Bank’s additional capitalization only confirms the idea. Actually, various options are being considered and appropriate solutions would surely be identified.

This confidence gives me every reason to believe that Vnesheconombank will be able to honor all its commitments to customers whether we mean huge companies or SMEs. Despite an adverse external environment, the Bank is prepared to do whatever it takes so that Russia could meet the challenges of today in a worthy way and become even stronger and more confident.

Vladimir Dmitriev
Chairman of Vnesheconombank

Годовой отчет 2013

Обращение Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева

Председатель Внешэкономбанка В.А. Дмитриев

Уважаемые коллеги и партнеры!

2013 год стал третьим и, как говорили когда‑то, определяющим для выполнения планов той «пятилетки», на которую рассчитана действующая Стратегия развития Внешэкономбанка. Установленные в этом документе ориентиры рассчитаны на период до 2015 года, однако уже по итогам минувшего периода стало очевидно, что многие из них не только достигнуты, но и превзойдены.

Поэтому лучшим определением того, как работал Внешэкономбанк в минувшем году, как, впрочем, и в предшествующие периоды, являются слова «динамичность» и «опережение».

Позвольте воздержаться по возможности от упоминания уже в этих строках красноречивых, но «сухих» цифр, иллюстрирующих сказанное: от абсолютных и относительных показателей деятельности Внешэкономбанка в 2013 году вас отделяют всего несколько страниц.

Замечу лишь, что взятый при создании банка развития и поддерживаемый все эти годы его коллективом высокий и четкий ритм работы позволяет стабильно, уверенно и существенно превышать контрольные значения Стратегии развития по таким ключевым показателям, как:

  • объем кредитного портфеля банка развития;
  • доля инновационных проектов в объеме кредитного портфеля банка развития;
  • объем кредитного портфеля по поддержке экспорта;
  • объем портфеля гарантий, выданных в целях поддержки экспорта.

Внешэкономбанк всегда ориентируется на достижение максимально высокого результата, ответственно и полноценно выполняя миссию важнейшего источника «длинных» и дешевых ресурсов для отечественной экономики, возложенную на него как на ключевой российский финансовый институт развития. И результат этой работы – вновь созданные и модернизированные производства в реальном секторе экономики, внедренные передовые технологии, снижение зависимости отраслей российской экономики от импорта, новые рынки для отечественных производителей в глобальной экономике, новые рабочие места и более высокие уровень и качество жизни граждан России.

Вот лишь несколько убедительных примеров. Среди объектов, которые были построены при участии Внешэкономбанка и введены в эксплуатацию в 2013 году:

  • комплекс по производству полипропилена в Тобольске, ориентированный на импортозамещение и экспорт продукции и уникальный по мощности производства и используемому оборудованию;
  • терминал для перевалки нефтепродуктов в морском порту Усть-Луга, позволяющий снизить зависимость России от услуг подобных объектов в странах Прибалтики;
  • Адлерская ТЭС – современная парогазовая электростанция, обеспечивающая стабильное энергоснабжение города Сочи, в том числе как круглогодичного горноклиматического курорта.

Безусловно, для Внешэкономбанка, как и для всей страны, важнейшим проектом общенационального значения стало кредитование сооружения объектов Олимпийских зимних игр в Сочи, которое было в основном завершено в минувшем году. Уверен, что коллектив Банка может с полным основанием считать свою миссию на этом важнейшем направлении полностью выполненной и испытывать чувство гордости за сопричастность к этому грандиозному спортивному празднику, принесшему российским олимпийцам блестящие заслуженные победы.

Не менее значимыми как «точки роста» российской экономики станут и те инвестиционные проекты, к финансированию которых Внешэкономбанк приступил в минувшем году. Это строительство и модернизация объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, инфраструктуры туризма и ЖКХ, создание мощностей в авиа- и транспортном машиностроении, деревообработке, добывающей промышленности, оборонно-промышленном комплексе. В соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности Банка весомую долю среди них занимают проекты в сферах инноваций и высоких технологий. Начато финансирование строительства центра обработки данных в Санкт-Петербурге – первый шаг к формированию федеральной сети инновационных дата-центров в крупнейших центрах деловой активности России. Мы приступили к реализации проекта, конечной целью которого является создание сети современных гемодиализных центров (клиник) практически в половине регионов страны.

Кому‑то, возможно, такие проекты покажутся излишне специфичными и «локальными». Однако даже на фоне таких масштабных программ, как освоение крупнейшего в мире Эльгинского месторождения коксующихся углей, необходимость их успешной реализации особенно высока сейчас, когда предпринимаются попытки ограничить возможности участия российских производителей в международных «цепочках» кооперации в сфере высоких технологий.

Прошедший год стал первым годом работы в соответствии с измененным инвестиционным Меморандумом банка развития в части оборонно-промышленного комплекса. Одна из «вешек» здесь – запуск проекта по созданию перспективного ракетно-пушечного комплекса нового поколения «Панцирь-СМ».

В 2013 году наблюдательным советом Внешэкономбанка были приняты важные решения, нацеленные на совершенствование бизнес-модели Банка, реорганизацию и перераспределение функций подразделений и полномочий менеджмента, оптимизацию кредитно-инвестиционного процесса.

Намечаемое разделение инвестиционных проектов, принимаемых Банком к финансированию, на так называемые проекты банка развития и специальные проекты, как говорится, «на слуху». Поэтому, не вдаваясь вновь в детали, выражу лишь уверенность, что оптимизация модели и процедур участия в проектах позволит улучшить организацию процессов финансирования, будет содействовать повышению финансовой устойчивости Внешэкономбанка, а следовательно, и его репутации как надежного партнера. В этом контексте важно то, что вопрос об источниках фондирования или компенсации участия Банка в «специальных проектах», имеющих приоритетное значение для экономики России, но не удовлетворяющих требованиям по уровню риска или доходности, будет утверждать наблюдательный совет Внешэкономбанка.

Нельзя не упомянуть также организационные и институциональные решения, которые были приняты в целях создания в рамках Группы Внешэкономбанка универсальной и комплексной системы поддержки экспорта. Ее ключевые и взаимодополняющие звенья – сам Банк, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), крупнейшая российская лизинговая компания «ВЭБ-лизинг» и банк-агент по предоставлению государственных гарантий «Росэксимбанк». По сути, российским экспортерам предлагается практически полный набор финансовых инструментов поддержки, а внедрение принципа «одного окна» позволяет значительно ускорить процедуры обработки заявок.

Важное достижение 2013 года – формирование и запуск эффективной интегрированной системы финансирования экспорта российской гражданской авиатехники. Продвижение на конкурентные международные рынки высокотехнологической продукции, какой являются самолеты «Сухой Суперджет 100», требует создания адекватных схем долгосрочного экспортного финансирования. В этом плане кредитно-лизинговая модель поставок самолетов зарубежным покупателям, созданная Внешэкономбанком совместно с упомянутыми выше специализированными дочерними организациями, уникальна для российского рынка услуг в области экспортного финансирования. Все поставляемые на экспорт воздушные суда ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» обеспечены кредитной поддержкой Внешэкономбанка на условиях, сопоставимых с условиями экспортного кредитования европейских экспортно-кредитных агентств. Перспективность этой схемы уже подтверждена успешно осуществленными с ее использованием поставками лайнеров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в Индонезию и Мексику.

В минувшем году еще шире стал круг клиентов и партнеров Внешэкономбанка из числа субъектов Российской Федерации. Утвержденные с рядом из них планы совместных мероприятий по комплексному развитию территорий направлены на полноценное и разностороннее раскрытие производственного, человеческого, природного потенциала российских регионов в интересах сбалансированного развития экономики, модернизации монопрофильных муниципальных образований (моногородов), укрепление единого экономического пространства России.

Мы видим свою задачу в том, чтобы участием Внешэкономбанка и других организаций Группы ВЭБ стимулировать инвестиционную активность регионального бизнеса, в том числе на таких сложных территориях, как моногорода, расширять сферы применения механизмов государственно-частного партнерства, оказывать инициаторам проектов консультационное и экспертное содействие.

В рамках укрепления возможностей дочерних организаций по реализации инвестиционных проектов на таких приоритетных для Банка территориях, как Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа, а также Байкальский регион, в 2013 году были увеличены уставные капиталы ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» и ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Это позволило существенно увеличить в указанных регионах число финансируемых проектов по развитию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры.

В целях поощрения инициативы отечественных предпринимателей, укрепления их вклада в региональную и национальную экономики Внешэкономбанком при поддержке руководства России был учрежден конкурс «Премия развития», первые лауреаты которого были награждены в минувшем году в ходе Петербургского международного экономического форума. Чтобы содействовать раскрытию творческого потенциала еще более широких слоев российского бизнес-сообщества, считаем необходимым дополнить существующие номинации Премии проектами в таких приоритетных для Внешэкономбанка сферах, как поддержка промышленного экспорта, а также развитие высоких технологий и инноваций.

В свою очередь, коллектив Внешэкономбанка не может не гордиться тем, что в отчетный период Банк и осуществляемые при его участии проекты в очередной раз получили высокое международное признание. Нельзя не упомянуть в этой связи присуждение британским журналом Trade Finance премии «Лучшая сделка 2012 года» двум проектам в области мясного животноводства, реализуемым ООО «АПК АГРОЭКО» и ООО «Брянская мясная компания».

На 36‑м годовом собрании Ассоциации финансовых институтов развития Азиатско-Тихоокеанского региона (ADFIAP), полноправным членом которой мы стали также в минувшем году, Внешэкономбанк был удостоен приза в номинации «Лучший отчет в области устойчивого развития».

Наконец, Внешэкономбанк признан лучшим финансовым институтом в категории «Excellence in Banking/ Investment Business/ Russia» по версии итальянского финансово-экономического журнала IAIR, который отмечает заслуги банков, корпораций, холдингов, компаний, действующих в соответствии с принципами экологической и социальной ответственности.

В 2013 году были осуществлены важные шаги в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, направленные, среди прочего, на предотвращение негативного влияния замедления темпов экономического роста в России на производственную и инвестиционную активность этого сектора отечественного бизнес-сообщества.

Дочерний банк Внешэкономбанка, ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк), запустил принципиально новый и востребованный продукт – банковскую гарантию по обязательствам субъектов среднего бизнеса, которая предоставляется в пользу банков-кредиторов. МСП Банку, принявшему в минувшем году новую Стратегию развития на период 2013–2015 годов, удалось актуализировать практически всю линейку кредитных продуктов, предоставляемых на длительные сроки и по относительно низкой для российского рынка процентной ставке.

В частности, был введен в действие новый продукт в рамках сотрудничества с немецкой банковской группой KfW, направленный на поддержку инновационных и модернизационных проектов малых и средних предпринимателей на территории Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также г. Санкт-Петербурга.

По инициативе Внешэкономбанка в 2013 году в Москве состоялась первая встреча руководителей финансовых институтов развития стран «Группы двадцати». Новый формат многостороннего взаимодействия получил название D20. Используя платформу «двадцатки» – наиболее представительную с точки зрения вовлеченности стран в глобальные экономические процессы, удалось продуктивно обсудить и серьезно продвинуться в понимании проблем, характерных для институтов развития, включая тему доработки регуляторных «правил игры» для них. Приоритетное внимание было уделено обсуждению растущей роли финансовых институтов развития в обеспечении долгосрочных инвестиций и привлечении частного капитала, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства.

И это лишь эпизод из всей той активной международной деятельности, которую осуществлял Внешэкономбанк, в том числе в рамках таких авторитетных международных объединений, как Шанхайская организация сотрудничества и группа БРИКС, и о которой подробно говорится в предлагаемом вашему вниманию Отчете.

Очевидно, что любой непредвзятый наблюдатель понимает, что достижение тех высоких результатов, которые в минувшем году показаны Внешэкономбанком в ходе решения стоящих перед ним масштабных и амбициозных задач, потребовало известного напряжения сил коллектива и активной работы по привлечению ресурсов.

Основным источником фондирования для Банка в последние годы оставался заемный капитал, привлекаемый на внутреннем и зарубежных рынках. А международный рынок капитала переживал в 2013 году не самые лучшие времена на фоне долгового кризиса в Европе – чего всем стоило одно только «спасение Кипра».

Однако даже несмотря на это, Внешэкономбанку удалось осуществить ряд крупных долгосрочных размещений, установив в ряде случаев своего рода «бенчмарк» для других финансовых институтов. Особо выделю в этой связи размещение в конце минувшего года двух серий еврооблигаций совокупным объемом 2 млрд долларов США: Банк разместил самый крупный по объему выпуск еврооблигаций в долларах США для российских финансовых институтов с 2008 года под рекордно низкую ставку купона для еврооблигаций, номинированных в этой валюте.

Не могу не выразить сожаления по поводу тех мер, которые предприняты сегодня по ограничению доступа Внешэкономбанка, как и ряда других крупных российских кредитных институтов, к долгосрочным финансовым ресурсам на рынках США и Европы. Очевидно, что в нынешней геополитической ситуации ключевую роль в поддержке российского банковского сектора и конкретных банков будут играть ресурсы государства.

Уверен, что ситуация контролируемая, – об этом свидетельствует успешное разрешение инициированного нами в минувшем году вопроса об увеличении капитала Внешэкономбанка: возможные варианты прорабатываются и необходимые решения будут найдены.

Эта уверенность, уважаемые коллеги и партнеры, дает основания вновь подтвердить, что Внешэкономбанк выполнит все свои обязательства перед клиентами независимо от того, идет ли речь о наших «национальных чемпионах» или о малом и среднем бизнесе. Невзирая на неблагоприятные внешние условия, Банк сделает все от него зависящее, чтобы Россия достойно справилась с вызовами сегодняш­него дня и стала еще более окрепшей и уверенной в своих силах.

В.А. Дмитриев