Annual Report 2013

State Trust Management Company

For more than 10 years, Vnesheconombank has been performing the function of the State Trust Management Company (STMC) to manage the pension savings of the insured citizens of the Russian Federation who have not exercised the right to choose a private pension fund or a private asset management company and those who have shown preference for the STMC.

In 2012, the Bank was designated as the STMC to manage resources of the payment reserve and pension savings of the insured citizens, who are entitled to term pension payments.

Drawing on the funds received for trust management, Vnesheconombank makes up 4 investment portfolios: extended investment portfolio, investment portfolio of government securities, investment portfolio of payment reserve and investment portfolio of pension savings of the insured citizens, who are entitled to term pension payments. The Bank acting as the STMC sees the major goal of investment of pension savings and payment reserve resources in ensuring the fund’s increment.

Vnesheconombank segregates each investment portfolio formed drawing on the pension savings from other investment portfolios, other property that is under the Bank’s trust management or for other reasons, as well as from the Bank’s own property. It is important to note that all the operations of the STMC related to the pension savings management are effected in strict compliance with the Russian legislation in force, with the principle of independence and segregation of the above operations from the Bank’s other activities strictly observed.

In 2013, it was the changing market environment that significantly impacted the results of the STMC investment activities. An average yield on OFZ issues grew by 45 basis points, while the yield on long-term issues grew by more than 100 basis points. The non-governmental bond yield dropped by 50 basis points, the average spread between corporate bonds and the OFZs slid from 140-150 to 90-100 basis points.

In 2013, the total amount of the pension savings funds and payment reserve resources, which were under the STMC trust management and returned back to the Russian Federation Pension Fund, grew by 67% to reach RUB 209.4 bn versus RUB 125.4 bn in 2012.

The results of the Bank’s activities in 2013 showed that one of the key tasks delegated to Vnesheconombank in the STMC capacity was accomplished. That means that the real safety of the pension savings of citizens (adjusted to inflation) was ensured - the yield on the STMC extended investment portfolio and the government securities portfolio exceeded the annual inflation rate by 0.21% p.a. and 0.4% p.a., respectively.

Trust Management of Pension Savings of the Russian Federation Insured Citizens

Vnesheconombank, while performing the functions of trust managing pension savings of the citizens, forms 2 portfolios: an extended investment portfolio and an investment portfolio of government securities.

Extended Investment Portfolio

In conformity with the investment declaration of the extended investment portfolio, the pension savings are eligible for investment in government ruble- and foreign currency-denominated securities, in the securities of the Russian Federation constituent entities, corporate bonds, mortgage securities, the securities of international financial organizations (IFOs) and in ruble- and foreign currency-denominated cash funds and deposits placed on accounts with credit organizations.

Throughout 2013, the Russian Federation Pension Fund, with the aim of forming the respective portfolio, transferred to the STMC cash funds in the total amount of RUB 317.3 bn (the amount of funds returned back to the Russian Federation Pension Fund in the reported period – RUB 208.48 bn).

As at the end of 2013, the market value of the extended investment portfolio amounted to RUB 1,854.6 bn (as at year start 2013 – RUB 1,635.8 bn).

In 2013, to address the strategic challenge of enhancing the respective portfolio diversification, the share of investment in government securities was considerably decreased while the amount of investment in corporate bonds was increased, including investment in unsecured bonds of corporates that engage in infrastructure projects of national significance, bonds of international financial organizations (IFO bonds), mortgage bonds, as well as bonds backed by the state guarantee of the Russian Federation. The increased share of the given instruments in the extended investment portfolio (from 19.7% to 36.0%) in the reported period is solid proof of successfully accomplished task.

As at the date of purchase, the total amount of funds invested in 2013 in non-governmental securities made RUB 391.4 bn at market value (accrued coupon income not included), out of which RUB 357.5 bn were invested in unsecured corporate bonds, RUB 0.7 bn – in bonds backed by the Russian Federation state guarantee, RUB 31.3 bn – in mortgage bonds and RUB 2.0 bn in IFO bonds. Finally, the amount of non-governmental bonds in the extended portfolio increased more than two-fold – from RUB 322.7 bn (as at the beginning of the year) to RUB 667.0 bn with the accrued coupon income not included (as at year end).

In 2013, the bonds of infrastructure companies OJSC Gazprom, OJSC FSK UES, OJSC Russian Railways, FSUE Russian Post in the total amount of RUB 280.37 bn at market value, as well as bonds of OJSC AHML in the amount of RUB 0.7 bn at market value were acquired for the extended investment portfolio.

Over the year, investment in infrastructure bonds increased by four times to reach as at the end of 2013 RUB 369.3 bn, at market value (the accrued coupon income not taken into consideration) ( as at 31.12.2012 – RUB 92.9 bn).

In the period under review, within the framework of managing short-term liquidity, 4 auctions were conducted to place the pension savings on deposits with credit organizations. The total amount of the funds placed made RUB 225 bn (a 4.3% increase on 2012), with an average term of placement – slightly over 10 months and an average weighted interest rate – 7.89% p.a. Interest income on deposits over 2013 made RUB 23.44 bn (in 2012 – RUB 16.1 bn).

A major factor that negatively impacted the results of investment of the extended portfolio was the negative revaluation of OFZs in the amount of RUB (-) 9.2 bn.

Yield on the extended investment portfolio made 6.71% p.a. (inflation rate – 6.50 % p.a.).

Structure of extended investment portfolio, %

 

Portfolio of Government Securities

In conformity with the Investment Declaration applicable to the government securities portfolio, the pension savings are eligible for investment in government rouble- and foreign currency-denominated securities, corporate bonds backed by the Russian Federation sovereign guarantee, as well as in rouble- and foreign currency-denominated cash funds placed on accounts with credit organizations.

In the reported period, the Russian Federation Pension Fund transferred to the STMC for trust management of pension savings in the total amount of RUB 3.2 bn. The funds were earmarked for investment in the portfolio of government securities (the amount of funds returned back to the Russian Federation Pension Fund over the year made RUB 0.85 bn).

Over 2013, the government securities portfolio increased almost by RUB 3 bn at market value and as at 01.01.2014 amounted to RUB 10.9 bn.

Over the reported period, for the given portfolio, RUB 786.5 mn worth of corporate bonds backed by the Russian Federation state guarantee at market value (excluding accrued interest coupon), including RUB 534.8 mn worth of bonds of OJSC Western High Speed Diameter were acquired.

At the same time, in view of insufficient amount of initial placements of the respective bonds and limited secondary market capacity to acquire them, the share of the guaranteed bonds in the government securities investment portfolio taken as a proportion of their total market value to the market portfolio value (excluding the accrued interest coupon) decreased from 35.2% to 31.3% by the end of 2013.

Government Securities Investment Portfolio, %

In 2013, the investment yield on the government securities investment portfolio exceeded the annual inflation rate (6.50% p.a.) and made 6.9% p.a.

Managing Funds of Payment Reserve and Pension Savings of Insured Citizens Entitled to Term Pension Payments

In the period from November 2012 to the end of 2013, the Russian Federation Pension Fund transferred to Vnesheconombank for management the payment reserve resources and the pension savings of insured citizens entitled to term pension payments in the total amount approximating to RUB 1.5 bn. Over the given period, RUB 53.4 mn were returned back to the Russian Federation Pension Fund.

In 2013, the major goal of managing the respective funds was viewed as ensuring the liquidity of portfolios formed drawing on the payment reserve resources (hereinafter - the payment reserve portfolio) and the pension savings of insured citizens entitled to term pension payments (hereinafter - the term pension payments portfolio) and securing safety of funds transferred to the portfolios.

Over the reporting year, the share of cash funds in the payment reserve portfolio declined from 45.08% to 4.0%, in the term pension payments portfolio – from 39.85% to 4.02%. Conversely, the share of highly reliable and more profitable corporate bonds in the payment reserve portfolio and in the term pension payments portfolio increased from 13.05% to 35.48% and
from 13.53% to 35.55%, respectively.

Over the period under review, the amount of the payment reserve portfolio (market value) increased from RUB 313.4 mn to RUB 1,371.1mn. The amount of term pension payments portfolio grew by 3.3 times from RUB 37.04 mn to RUB 123.24 mn.

In 2013, the investment yield on the payment reserve portfolio and term pension payments portfolio made 5.52% p.a. and 5.51% p.a., respectively.

Structure of the Payment Reserve Portfolio, %

Structure of the Portfolio of Pension Savings of the Ensured Citizens Entitled to a Term Pension Payment, %

Годовой отчет 2013

Управление средствами пенсионных накоплений

Более 10 лет Внешэкономбанк осуществляет функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан Российской Федерации, не воспользовавшихся правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, а также граждан, сделавших выбор в пользу государственной управляющей компании.

С 2012 года на Внешэкономбанк также возложены функции государственной управляющей компании средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

За счет средств, полученных в доверительное управление, Внешэкономбанк формирует четыре инвестиционных портфеля: расширенный инвестиционный портфель, инвестиционный портфель государственных ценных бумаг, инвестиционный портфель выплатного резерва и инвестиционный портфель средств пенсионных накоплений застрахованных граждан, которым установлена срочная пенсионная выплата. Основной целью инвестирования средств пенсионных накоплений и средств выплатного резерва в рамках деятельности государственной управляющей компании (далее – ГУК) является их прирост.

Внешэкономбанк обособляет каждый инвестиционный портфель, сформированный за счет средств пенсионных накоплений, от других инвестиционных портфелей, иного имущества, находящегося у Внешэкономбанка в доверительном управлении или по другим основаниям, а также от собственного имущества. Операции ГУК осуществляются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением принципа независимости от иной деятельности Внешэкономбанка.

Основное влияние на результаты инвестиционной деятельности ГУК в 2013 году оказало изменение рыночной конъюнктуры. Средняя доходность выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ) выросла на 45 базисных пунктов, при этом доходность долгосрочных выпусков выросла более чем на 100 базисных пунктов. Доходность негосударственных облигаций снизилась на 50 базисных пунктов, средний спред корпоративных облигаций к ОФЗ сократился с 140–150 до 90–100 базисных пунктов.

В 2013 году совокупный объем возвращенных в ПФР средств пенсионных накоплений и средств выплатного резерва, находившихся в управлении ГУК, вырос на 67% и составил 209,4 млрд рублей против 125,4 млрд рублей в 2012 году. 

По результатам деятельности за 2013 год решена одна из ключевых задач Внешэкономбанка как ГУК – обеспечена реальная (с учетом инфляции) сохранность средств пенсионных накоплений граждан: доходность инвестирования средств пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю и портфелю государственных ценных бумаг превысила показатель годовой инфляции на 0,21% годовых и 0,4% годовых соответственно.

Доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан Российской Федерации 

В рамках осуществления функций по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений граждан Внешэкономбанк формирует расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг.

Расширенный инвестиционный портфель

В соответствии с инвестиционной декларацией расширенного инвестиционного портфеля (далее – РП) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги международных финансовых организаций, денежные средства и депозиты в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.

Пенсионным фондом Российской Федерации в 2013 году в доверительное управление ГУК на цели формирования данного портфеля передано 317,3 млрд рублей (объем возвращенных в ПФР в отчетном году средств – 208,48 млрд рублей). 

По состоянию на конец отчетного периода рыночная стоимость расширенного инвестиционного портфеля составила 1854,6 млрд рублей (на начало года – 1635,8 млрд рублей). 

На 2013 год Внешэкономбанк ставил перед собой задачу диверсифицировать расширенный инвестиционный портфель за счет сокращения доли государственных ценных бумаг и инвестирования средств в корпоративные облигации, в том числе в необеспеченные облигации компаний, реализующих национально значимые инфраструктурные проекты, облигации международных финансовых организаций (далее – облигации МФО), ипотечные облигации, а также облигации, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации. Об успешном решении задачи свидетельствует повышение совокупной доли указанных инструментов в РП за отчетный год с 19,7 до 36,0%.

Общая сумма средств, инвестированных в 2013 году в негосударственные облигации, составила 391,4 млрд рублей по рыночной стоимости на дату приобретения без учета НКД. Из них 357,5 млрд рублей инвестировано в необеспеченные корпоративные облигации, 0,7 млрд рублей – в облигации с государственной гарантией, 31,3 млрд рублей – в ипотечные ценные бумаги, 2,0 млрд рублей – в облигации МФО. В результате совокупный объем негосударственных облигаций в РП вырос более чем в два раза – с 322,7 млрд рублей (на начало года) до 667,0 млрд рублей без учета НКД (на конец года).

В 2013 году в РП приобретены облигации инфраструктурных компаний ОАО «Газпром», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России» на общую сумму 280,37 млрд рублей по рыночной стоимости, а также облигации ОАО «АИЖК» объемом 0,7 млрд рублей по рыночной стоимости. 

Объем вложений в инфраструктурные облигации увеличился за год почти в 4 раза и составил на конец 2013 года 369,3 млрд рублей по рыночной стоимости без учета НКД (на 31.12.2012 – 92,9 млрд рублей).

В рамках управления краткосрочной ликвидностью в отчетном году проведено четыре аукциона по размещению средств пенсионных накоплений на счетах депозитов в кредитных организациях. Общий объем размещенных средств составил 225 млрд рублей (увеличение на 4,3% в сравнении с 2012 годом), средний срок размещения – немногим более 10 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 7,89% годовых. Процентный доход по депозитам за 2013 год составил 23,44 млрд рублей (за 2012 год – 16,1 млрд рублей).

Основным фактором, оказавшим негативное влияние на результат инвестирования РП в отчетном периоде, стала отрицательная переоценка ОФЗ в размере (-) 9,2 млрд рублей.

Вместе с тем доходность инвестирования по расширенному инвестиционному портфелю составила 6,71% годовых (уровень инфляции – 6,50% годовых).

Структура расширенного инвестиционного портфеля, %

 

Портфель государственных ценных бумаг

В соответствии с инвестиционной декларацией портфеля государственных ценных бумаг (далее – портфель ГЦБ) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, корпоративные облигации, обеспеченные гарантией Российской Федерации, а также в денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.

За 2013 год Пенсионным фондом Российской Федерации на цели формирования портфеля ГЦБ передано ГУК в доверительное управление 3,2 млрд рублей (объем возвращенных в ПФР средств составил за год 0,85 млрд рублей).

Объем портфеля ГЦБ по рыночной стоимости увеличился за год почти на 3 млрд рублей и на 1 января 2014 года составил 10,9 млрд рублей.

В отчетном году в портфель ГЦБ приобретены корпоративные облигации, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации, на общую сумму 786,5 млн рублей по рыночной стоимости (без учета НКД), в том числе облигации ОАО «Западный скоростной диаметр» на сумму 534,8 млн рублей. 

Вместе с тем ввиду недостаточного объема первичных размещений облигаций указанной категории и ограниченной возможности по приобретению таких облигаций на вторичном рынке доля гарантированных облигаций в портфеле ГЦБ как отношение их совокупной рыночной стоимости к рыночной стоимости портфеля (без учета НКД) по итогам 2013 года снизилась с 35,2 до 31,3%.

Инвестиционный портфель ГЦБ, %

По итогам 2013 года доходность инвестирования по портфелю ГЦБ превысила уровень инфляции (6,50% годовых) и составила 6,9% годовых.

Управление средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата

В период с ноября 2012 года до конца 2013 года Пенсионным фондом Российской Федерации переданы Внешэкономбанку в управление средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, суммарным объемом около 1,5 млрд рублей. За тот же период возвращено в ПФР 53,4 млн рублей.

Основной задачей по управлению указанными средствами в 2013 году являлось обеспечение ликвидности портфелей, формируемых за счет средств выплатного резерва (далее – портфель ВР) и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (далее – портфель СВ), и сохранности переданных в эти портфели средств.

За отчетный год доля денежных средств в портфеле ВР снизилась с 45,08 до 4,0%, в портфеле СВ – с 39,85 до 4,02%. Напротив, доля высоконадежных и более доходных корпоративных облигаций в портфелях ВР и СВ увеличилась с 13,05 до 35,48% и с 13,53 до 35,55% соответственно.

Объем портфеля ВР (по рыночной стоимости) за отчетный период увеличился с 313,4 млн рублей до 1371,1 млн рублей. Объем портфеля СВ вырос в 3,3 раза – с 37,04 млн рублей до 123,24 млн рублей. 

По итогам 2013 года доходность инвестирования средств портфеля ВР составила 5,52% годовых, портфеля СВ – 5,51% годовых.

Структура портфеля средств выплатного резерва, %

Структура портфеля средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, %